Учитель-логопед

 

  

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 92 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

  

Страница учителя-логопеда

Соловьёвой Светланы Александровны 

 

Высшая квалификационная категория

 

 

 

  

У меня в группе НПОЗ занимаются дети 5-6 летнего возраста. Все они в скором будущем - школьники.

НПОЗ - наиболее легкое нарушение речи, предполагающее недоразвитие звукопроизносительной стороны. Но отсутствие, искажение, замена звуков - это то, что лежит на поверхности и что легко выявляется при первичном обследовании речи во время комплектования группы НПОЗ

Когда же я начинаю работу с группой с более углубленного обследования, то зачастую выявляю не только нарушение звукопроизношения, но и нарушение звукослоговой структуры слова, негрубые отклонения в сформированности фонематического слуха

У детей группы НПОЗ если имеется недоразвитие фонематического восприятия, то чаще оно является вторичным и наблюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических двигательных дефектах органов речи.  

 В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития , произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка, и ослабленное произвольное внимание.

 Если шестилетний ребенок неправильно произносит звуки речи, то связь, возникающая в его сознании между звуком и буквой - недостаточно четкая и однозначная. Вследствие этого задерживается узнавание и написание соответствующих букв. Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в результате него умение «слышать» в слове отдельные звуки, ударение, вычленять слоги помогает осваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционном аппаратом.

От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка -грамматики и связанной с ней орфографии.

 

 

Работу по устранению дефектов речи начинаю с обследования всех её сторон. На основании полученных данных осуществляю комплектование групп на I и II полугодия. В группу на 1 полугодие в основном включаю детей подготовительной к школе группы, но при этом учитываю и тяжесть речевых нарушений.

В первую очередь беру на занятия также тех детей, у которых звукопроизношении нарушено вследствие отклонений в анатомическом строении артикулярного аппарата, и тех, у кого в результате углубленного обследования выявлены нарушения в состоянии фонематического слуха, звуко - слоговой структуры, Так как очевидной становится вероятность продления срока пребывания в группе. Довожу до сведения родителей и воспитателей.

Те дети, которые зачислены в группу на II полугодие, не остаются без внимания логопеда. Им даются комплексы артикуляторных гимнастик, для родителей в уголке логопеда вывешиваются темы и задания подгрупповых занятий, начиная со второй половине сентября.

Дети пребывают в группе ШЮЗ полгода. В течение этого периода проводятся индивидуальные занятия и подгрупповые занятия. В подгруппы подбираются дети со сходными нарушениями произношения. Подготовка звука проводится только индивидуально.

Осуществляю коррекционное обучение детей с учетом закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме.

 

 

  

 

 

Рекомендации по организации логопедических занятий дома

 

Для того чтобы Ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребёнка, Вам следует придерживаться определённых правил в их организации и проведении.

Все занятия должны проводятся в игровой форме, иначе Вы можете наткнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься.

Создавайте эмоционально положительный фон.

Отведите специальное место для проведения занятий, где ребёнку ничего не сможет помешать.

Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15 – 20 минут (начинать надо с 3 – 5 минут).

Занятия должны проводиться 2 – 3 раза в день; лучшее время для занятий – после завтрака и после дневного сна.

Не заставляйте ребёнка заниматься, если он плохо себя чувствует или прибывает в плохом настроении.

Объясняя что-то ребёнку, пользуйтесь наглядным материалом.

Не употребляйте слов «неправильно, не получается», поддерживайте все начинания ребёнка, хвалите даже за незначительные успехи.

Говорите с ними, не торопясь. Звуки и слова произносите чётко и ясно, глядя на ребёнка, чтобы он запоминал правильную артикуляцию, глядя на ваши губы (губы желательно накрасить яркой помадой). Непонятные для ребёнка слова, обороты, непременно объясняйте.

Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?».

 

 

  

Комплекс упражнений для активизации мышц языка

 

«Весёлый язычок» - Жил язычок в своём домике. Проснулся и осмотрелся. Взглянул за калиточку (язычок высовывается из открытого рта), посмотрел наверх, светит ли солнышко (кончик языка поднимается вверх), потом посмотрел вниз, нет ли луж на земле (кончик языка опускается вниз). Понравилось язычку на улице, и захотел он погулять (кончик языка поворачивается вправо, влево, вверх, вниз- «часики».Устал язычок и решил поесть, чтобы сил больше набрать. И стал молочко лакать, как кошечка (языком проводим лакательные движения). Наелся язычок, а губки испачкал молоком. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю (облизывание кончиком языка верхней и нижней губы). А теперь почистил зубки верхние и нижние (облизывание зубов под губами). Сделал всё язычок и опять решил поиграть. Увидел качели и стал качаться на них (поднимание и опускание лопатообразного языка к верхней и нижней губе при открытом рте вверх – вниз, вверх – вниз, всё выше и выше ( постепенно поднимается высунутый язык к носу и опускается к подбородку). Перестал качаться на качелях и решил покататься на лошадке (щёлкаем кончиком языка за верхними зубами). Устал язычок и пошёл в свой домик спать. Закрыл калиточку (язык распластать во рту и сомкнуть губы).

«Толстячки – худышки» - Рот закрыт. Губы сомкнуты. Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении по 3 – 5 секунд.

«Ступеньки» -Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести чашечку на верхние зубы, а затем – за верхние зубы. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую и удерживая в каждом положении.

«Не разбей чашечку» - Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3 – 5 секунд, не разрушая чашечки.

«Кучер» - Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют, и слышен характерный звук.

 

Конспект занятия в группе ФНР по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений. Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш][з]- [ж]в слогах, словах, текстах»на материалах лексической темы «Дикие и домашние животные» (подготовительная группа) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 26.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения